Профессионалам

Ритмические фигуры нечетного деления

Конечно, «музыкальная конституция» разрешает делить ноту и на девятнадцать частей и на двадцать восемь, и на тридцать пять, но все-таки есть еще и «традиции». Есть такие «неправильные» ритмические фигуры, которые среди всех остальных встречаются чаще всех, за ними закрепились определенные названия, и их-то мы как раз сейчас и разберем. Итак, все по порядку.

ТРИОЛИ – они образуются при делении какой-нибудь длительности не на две части, а на три. Например, четвертную ноту можно разделить не на две восьмых, а на три, и они, конечно же, будут скорее по сравнению с четными восьмушками. Аналогично половинную ноту можно разделить на три четвертных ноты вместо двух, а целую – на три половинных.

Восьмые-триоли, как правило, собираются по три штуки в одну группу под одно ребро («крышу»). Сверху или снизу ставится число три, которое и указывает на подобный способ деления. Также оформляются и шестнадцатые ноты триоли. А более крупные длительности, то есть четверти и половинные, которые никогда не соединяются ребрами, тоже группируются по три штуки, только с помощью квадратной скобочки. И число три в этом случае – также обязательный атрибут.

КВИНТОЛИ – эти длительности возникают, когда какая-нибудь нота разделятся на пять частей вместо четырех. Вот, например, четверть можно раздробить на четыре шестнадцатых ноты, но можно, оказывается и на пять. Подобное – с половинной: ее можно разделить на четыре восьмых, или на пять квинтолей-восьмых. А целую длительность можно разделить, соответственно, на пять четвертей вместо четырех.

ВАЖНО! Принцип оформления всех нот нечетного деления универсальный. Ноты, которые соединяются в группу с помощью ребер, просто помечаются нужной цифрой сверху или снизу (квинтоли – цифрой пять)

Если же нотки записываются по отдельности каждая (четверти, половинные или те же восьмые, но с хвостами), тогда группу нужно показывать квадратной скобкой и числом.

Триоли и квинтоли из нечетных длительностей применяются, пожалуй, чаще всего. Принцип нечетного деления вам понятен? Отлично! Давайте перечислим еще несколько случаев, с которыми музыканты сталкиваются чуть реже.

СЕКСТОЛЬ – деление ноты на шесть частей вместо четырех. По сути секстоль можно образовать, сложив две триоли. Например, разделение четверти на шесть шестнадцатых вместо четырех.

СЕПТОЛЬ – деление ноты на семь частей вместо восьми или вместо четырех. В первом случае – это будут слегка замедленные длительности, а во втором – наоборот, ускоренные.

НОВЕМОЛЬ – деление ноты на девять частей вместо восьми. Пример: раздробление половинной длительности на девять шестнадцатых нот вместо восьми.

ДЕЦИМОЛЬ – деление длительности на десять частей вместо восьми. Допустим, в целой ноте вообще умещается восемь восьмых, но можно разместить и десять, тогда они будут чуть более торопливыми по сравнению с обычными.

Ритмические упражнения с триолями и квинтолями

Все, что касается музыки, нужно познавать не только умом, но и слухом, то есть музыкально. Именно поэтому мы стараемся предлагать вам не только сухой теоретический материал, но и хотя бы совсем простые упражнения, чтобы вы могли не только узнать о триолях, но и послушать, как это звучит.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ТРИОЛИ». Чаще всего в музыке встречаются триоли-восьмушки. В предлагаемом упражнении будут разные длительности, мы раскачаемся постепенно. В первом такте будут ровные четверти – равномерные удары пульса, дальше пойдут обычные, четные восьмушки, а в третьем такте – триоли. Вы их узнаете по характерной группировке и по числу три в нотном примере. Послушайте аудиозапись примера и постарайтесь уловить разницу этих ритмов.

Отработайте ритмы разных длительностей отдельно. Вы, наверное, уловили слухом разные виды движения. Услышали, как четко пульсируют триоли? В них явно ощущается биение типа «раз-два-три, раз-два-три» и т.д., первая нота триоли чуть активнее, сильнее последующих двух. Попробуйте простучать этот ритм, ощущения нужно запомнить.

Еще одно аналогичное упражнение с другим мелодическим рисунком.

УПРАЖНЕНИЕ №2 «СЛУШАЕМ БЕТХОВЕНА». Одно из самых известных в мире произведений классической музыки – это «Лунная соната» Бетховена. Оказывается, ее первая часть насквозь пронизана движением триолей. Мы предлагаем вам послушать кусочек начала первой части и проследить за ритмом фрагмента по нотам.

Именно спокойное покачивание триолей в музыке Бетховена одновременно и гипнотизирует, и создает настрой, располагающий к размышлению.

УПРАЖНЕНИЕ №3 «СЛУШАЕМ ТАРАНТЕЛЛУ». Но триоли могут звучать и совершенно иначе, чем в предыдущем примере. Например, есть такой итальянский народный танец – тарантелла. По характеру он очень подвижный, слегка нервозный и очень зажигательный. А для создания такого характера часто вводится быстрое движение триолями.

В качестве примера мы вам покажем знаменитую «Тарантеллу» Ференца Листа из цикла «Годы странствий». Ее главная тема построена на четком триольном движении. Будет очень быстро, успевайте следить!

УПРАЖНЕНИЕ №4 «КВИНТОЛИ». Бывает сложно уложить в одну единицу времени, в одну долю сразу пять мелких длительностей. Сложно, но этому нужно научиться. В примере, который приведен ниже будут встречаться шестнадцатые-квинтоли, которые получились от деления на пять частей четвертной ноты. Сначала даются ровные четверти, а потом ритмические последовательности с квинтолями.

Кстати, в нотном тексте этого примера вам встретились знаки диеза, бемоля и бекара. Вы не забыли, что это такое? Если подзабыли, то повторить можно ЗДЕСЬ.

УПРАЖНЕНИЕ №5 «ПОДТЕКСТОВКА». Знаем, что сразу ритм квинтолей освоить трудно. У кого-то не получается успеть сыграть пять нот за отведенное время, у кого-то квинтоли получаются кривоватыми – неодинаковыми по длительности. Чтобы исправить положение, предлагаем вам упражнение с подтекстовкой.

Что такое подтекстовка? Это когда под музыку подбираются слова и выражения с таким же ритмом. И затем ритм слов, которые нужно пропевать или произносить вслух, помогает усвоению ритма музыкального.

Возьмем те же ритмические фигуры квинтолей, что и в задании выше, и подберем для них подходящие слова. Тут можно придумать что угодно, главное – чтобы в слове или словосочетании было всего пять слогов, и первый слог был ударным. Нам подходят, например, такие выражения: небо синее, солнце яркое, море теплое, лето жаркое.

Попробуем? Тем возьмем чуть помедленнее. На каждую ноту – один слог.

Дорогие друзья, напоследок предлагаем вам послушать немного хорошей музыки: фортепианную «Тарантеллу» Сергея Прокофьева из цикла «Детская музыка». Попробуйте и в ней уловить зажигательнее ритмы триолей.

Техническое обслуживание

Для поддержания исправности и работоспособности Вашего оборудования при подготовке и использовании их по назначению необходимо соблюдать требования по технической эксплуатации, указанные в документации завода-изготовителя. Перечень, периодичность и объем технического обслуживания зависит от конкретного типа или модели оборудования.

Служба сервиса Корпорации Триол и ее Партнеры выполняют все виды работ по техническому обслуживанию такого оборудования как:

• Низковольтные преобразователи частоты 

• Средневольтные преобразователи частоты

•Станции управления погружными электродвигателями

•Погружные электродвигатели для добычи нефти

Основными видами работ по техническому обслуживанию являются диагностика и проверка функционирования, регулировка и наладка, замена износившихся деталей, воздушных фильтров и вентиляторов, восстановление работоспособности оборудования при возникновении отказов.

Для профилактики и предотвращения повреждений или отказов оборудования необходимо строго соблюдать порядок и сроки проведения технического обслуживания устройств в соответствии с действующими инструкциями.

Вы можете быть уверены в продлении срока гарантии при прохождении планового технического обслуживания, осуществляемого как собственной Службой сервиса Корпорации Триол, так и нашими Партнерами в регионах.

Ремонт силовых трансформаторов ТМПН и ТМН

ПОЧЕМУ РАБОТАТЬ С НАМИ ПРОЩЕ И ВЫГОДНЕЕ:

— Обработка заявки в течении 2х часов с момента получения.

— 1 год гарантии на выполняемые работы.

— Цены на услуги ниже рыночных цен конкурентов. ** 

— Штат инженеров с многолетним опытом работы с силовым оборудованием и навыками в проведении высоковольтных испытаний.

Текущий ремонт силовых трансформаторов позволяет конечному потребителю получить:

— значительную экономию бюджета за счет отказа от покупки нового изделия (в пользу выполнения ремонта оборудования, имеющегося в наличии);

— гарантийное обслуживание оборудования в течении 1 года, после проведения ремонта;

— снижение расходов на внеплановые (аварийные) остановы оборудования.

** «Вам предложили цену ниже, чем у нас?» – «Предоставим скидку 5% от Вашей цены».

Оснащение сервисных баз включает в себя:

Грузоподъемные механизмы, используемые при разборке и сборке силовых трансформаторов;

Стенд  разборки/сборки силовых трансформаторов;

Стенд (рабочее место) ремонта активной части трансформатора;

Установка сушки трансформаторного масла;

Электроизмерительные приборы для замера сопротивления изоляции и выводов активной части силовых трансформаторов;

Сушильный шкаф токовой сушки активной части силовых трансформаторов;

Испытательную станцию для трансформаторов на напряжение 4,5 кВ мощностью до 1000 кВА;

Оборудование для испытания диэлектрической прочности трансформаторного масла;

Электроприборы для замера удельного сопротивления токопроводящей жилы, используемой для ремонта и замены обмоток активной части силовых трансформаторов;

Полный комплект технологической документации (спецификации, сборочные чертежи) и технологических процессов для всей линейки ремонтируемых трансформаторов.

Деление ноты с точкой на две и четыре части

Интересные случаи «неправильного» деления длительностей возникают при делении нот с точкой, которым удобнее всего распадаться на три равных длительности, на две или четыре части. Другими словами: то, что должно легко разделяться на три части, делится на две или на четыре, также вызывая ритмические аномалии. К таким случаям относятся:

ДУОЛИ – они получаются, когда нота с точкой делится на две части. Например, четверть с точкой легко разделить на три восьмых, но тот, кто не ищет легких путей, делит ее на две.

Дуоли, конечно же, звучат более протяжно, тяжелее по сравнению с нормальными восьмыми. Сами судите: четверть с точкой, условно говоря, длится полторы секунды. Если вы сейчас не поняли, почему я тут вообще секунды упомянул, то, пожалуйста, почитайте материал «Знаки, увеличивающие длительности нот». Там мы об этом говорили.

Итак, четверть с точкой – полторы секунды, обычная восьмая – полсекунды, и логичнее разделить эту несчастную четверть на три восьмушки, но мы делим на две. И получаем, что каждая восьмая – укрупнена, она длится три четверти секунды (1,5/2 = 0,75 с).

Аналогично и половинная с точкой может быть разделена не на три нормальных четверти, а на две более крупных. То есть наша половинная с точкой – это 3 секунды, обычные четверти – по 1 секунде, но у нас получились по полторы (3/2 = 1,5 с).

КВАРТОЛИ – эти четные длительности с безумно сложно уловимым движением попадаются нам тогда, когда нота с точкой снова делится не на три части, а на четыре. Например, четверть с точкой разделена на четыре восьмых вместо трех или половинка с точкой – на четыре четвертных ноты. Квартоли играются быстрее, легче по сравнению с обычными восьмыми и четвертями.

Виды ритмического деления

В музыке существует два принципа ритмического деления длительностей нот и пауз: четное (основное) и нечетное (произвольное). Давайте разберемся поподробнее.

ЧЕТНОЕ (или ОСНОВНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это такой принцип, по которому следующая меньшая по длительности нота образуется при делении целой ноты на число 2 в какой-нибудь математической степени (то есть на 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512 или 1024 частей).

Длительности нот четного деления вы хорошо знаете. Это давно ставшие привычными для вас половинные, четвертные, восьмые ноты, или те, которые мельче их – шестнадцатые, тридцать вторые и т.д.

НЕЧЕТНОЕ (или ПРОИЗВОЛЬНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это принцип, по которому целую или какую-нибудь другую ноту можно раздробить на любое количество частей: на три, пять, девять или шестнадцать, на девятнадцать или на двадцать две и т.д.

«Разделить ноту на 22 части? Хм! Звучит как-то неправдоподобно», – возможно, подумаете вы. Однако мы вас уверим, что примеров подобного деления в музыке огромное количество. Вот, например, знаменитый польский композитор Фридерик Шопен очень любил вводить подобные «штуки» в свои фортепианные пьесы. Вот мы откроем первый его ноктюрн (фрагмент нотной записи смотрите ниже). И что мы видим? На первой же строчке группа из 11 нот, на второй – из 22. И массу таких примеров можно найти не только у Шопена, но и у многих других композиторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector