Выработка навыка

Базовые навыки специальных видов собак

Описание базовых навыков

  • Приучение собак к движению в упряжке
  • Движение впереди дрессировщика
  • Развитие обонятельно-поисковой реакции. Первый и второй способы
  • Развитие обонятельно-поисковой реакции. Третий, четвертый и пятый способы
  • Выборка вещи (Команды «Нюхай!», «Ищи!»). Общая информация
  • Выборка вещи (Команды «Нюхай!», «Ищи!»). Обучение
  • Выборка вещи (Команды «Нюхай!», «Ищи!»). Обучение собаки правильному обнюхиванию предмета
  • Выборка вещи (Команды «Нюхай!», «Ищи!»). Поведение собак при выборке вещей
  • Выборка человека (Команды «Нюхай!», «Ищи!»)
  • Выборка человека, построенная на задержании и апортировке. Метод пищевой заинтересованности
  • Обыск местности (Команда «Ищи!»)
  • Приучение к поиску человека по запаховому следу
  • Приучение к поиску человека по запаховому следу. Обучение
  • Развитие активно-оборонительной реакции (злобы)
  • Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). История одной команды
  • Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Описание навыка
  • Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Методика и техника дрессировки
  • Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Отработка задержания (1 этап)
  • Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Отработка задержания (2-3 этапы)
  • Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Выработка выдержки
  • Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Выработка выдержки. Дополнительные методы и усложнение навыков задержания
  • Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Общая информация
  • Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Первый период
  • Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Второй период
  • Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Треий период
  • Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Навыки и умения
  • Охрана вещи (Команда «Охраняй!»). Общая информация
  • Охрана вещи (Команда «Охраняй!»). Первый этап выработки навыка
  • Охрана вещи (Команда «Охраняй!»). Второй и третий этапы выработки навыка
  • Охрана вещи (Команда «Охраняй!»). Четвертый и пятый этапы выработки навыка

Тренировки со взрослыми

Взрослого ученика дрессировать сложнее. Этому есть 3 причины:

  • Наличие сложившихся поведенческих привычек, характера.

  • Половое созревание — работа гормонов мешает собаке своевременно, правильно реагировать на приказы владельца.

  • Взрослого трудно «раскачать», приучить вести себя по-новому.

Несмотря на различные трудности, тренировки имеют успех. Но при этом необходимо вести занятия последовательно, относиться к ученику внимательно, терпеливо.

Приготовьтесь отдать основному обучению время от 3 месяцев до года. Продумывайте методику дрессировки, ориентируясь на характер взрослого четвероногого друга.

Исключите негатив при общении с учеником, а также резкие движения (особенно если у пса наблюдаются приступы агрессии). Постоянно разговаривайте с ним.

Заслужите доверие любимца. Это поможет вам обоим быстрее пройти необходимое обучение. Обязательно берите любимые лакомства на каждую тренировку. Меняйте территорию занятий, чтобы собаке было интересно изучать что-то новое.

Существуют специальные электрические ошейники, обеспечивающие повиновение ученика. Но это негуманно. Таким методом могут пользоваться только профессионалы, когда животное представляет опасность для окружающих.

Собака не выполняет команды – что делать

Неудачи на тренировках чаще случаются по трём причинам: низкая мотивация, ошибки владельца, плохое самочувствие животного:

Не торопите собаку. Она сама задаст темп, ведь скорость обучения у всех разная. Одни усваивают новый навык после 5 повторений, другим и 100 закреплений мало. Но и самые гениальные не выполнят в первого раза задание в незнакомой обстановке, с сильными раздражителями. Читайте по теме: Самые обучаемые маленькие собаки в рейтинге С. Корена.

Ставьте выполнимые задачи

Усложняйте задания постепенно: чем больше отвлекающих внимание объектов, тем труднее собаке. Тренируйте сначала дома, потом на улице в уединённых уголках, затем в местах с минимумом раздражителей

Когда у щенка начнёт получаться, переходите на площадки с сильными отвлекающими факторами, где гуляют другие животные, незнакомые люди.

Меняйте положение относительно собаки. Командуйте стоя напротив, сбоку, сзади, отходите на 3 – 5 шагов сторону. У животного формируется стереотип поведения, ему трудно с первого раза выполнить задание, услышанное с непривычного места.

Периодически повторяйте усвоенные навыки. Собака может их просто забыть.

Занимайтесь только в хорошем настроении. Если что-то беспокоит или раздражает, отложите тренировку. Отрицательные эмоции передаются животному, мешают обучению.

Установите самую сильную мотивацию. Поэкспериментируйте, что для щенка важнее: игрушка, вкусный кусочек или ваше одобрение.  На начальных этапах на первом месте стоят еда и игра. Похвала и поглаживания работают хуже. Иногда достаточно поменять лакомство и сразу появляется результат.

Поощряйте за каждый маленький успех до полного усвоения нового навыка. Когда животное научится выполнять команду с любыми отвлечениями, сокращайте поощрение кормом, но совсем не отказывайтесь.
Хвалите от души.

Контролируйте самочувствие питомца. Иногда собака отказывается выполнять команды, если что-то болит.

Другие нюансы

Старайтесь командовать голосом умеренной строгости, хвалить — более эмоционально. Не бойтесь назвать собаку умницей и лишний раз подчеркнуть, как она хорошо поработала.

Команды «нельзя» и «фу» должны звучать немного строже. Собака должна понять, что хозяин недоволен ее действиями.

Самое главное в дрессировке — систематическое повторение. Каждое упражнение необходимо для закрепления повторять несколько раз. Но не будьте чрезмерно усердны в этом деле, дайте животному передышку.

Разумеется, нужно учитывать особенности породы. Если у вас крупная собака, например немецкая овчарка, справиться с ней физически неподготовленному человеку будет нелегко. Хозяин сам должен быть крепким и выносливым. Для обучения таких собак иногда нанимают профессионалов, но гораздо лучше, когда собака привыкает слушаться только хозяина.

Подражательный метод дрессировки собак.

В качестве побуждающих стимулов используют стремление собаки к подражательным, стайным, коллективным действиям. Применяется обычно в комплексе с каким — либо из вышеперечисленных методов. Например, при выработке навыка преодоления барьера многие собаки охотно идут за хорошо подготовленной собакой. Применяется также при выработке защитных навыков.Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему; быстрая выработка условных первоначальных рефлексов.Отрицательные стороны метода: не для всех собак достаточно эффективен; метод не годится для совершенствования условного рефлекса до навыка. Этим методом, возможно, выработать только некоторые условные рефлексы.не рекомендую использовать этот метод для работы по курсу послушания с собаками халериками.

Техники и методы обучения командам

Самые популярные виды дрессировки – положительное и отрицательное подкрепление и подражание. Эти методы связаны. Крайне сложно добиться хороших результатов, используя только один из методов.

Метод отрицательного подкрепления предполагает использование парфосов, удавок, электрошоковых ошейников (ЭШО). Эти приспособления используются либо через пульт – как ЭШО, либо с помощью разной силы рывков. Мягкой амуницией также можно воздействовать на собаку и такой способ предпочтительней, он менее травматичен и более гуманен.

Суть отрицательного подкрепления в том, чтобы прекратить нежелательное действие или скорректировать нежелательное поведение.

Положительное подкрепление, напротив, поощряет правильное поведение. Используя такой метод, применяют лакомства, игру, похвалу владельца. На первых этапах воспитания лучше совмещать несколько условий – например, обязательно похвалу и лакомство, или похвалу и игру. Хвалить питомца за правильное поведение – обязательное условие на протяжении всей жизни собаки. Для питомца нет большего удовольствия, чем порадовать владельца. Со временем, похвала станет самостоятельным видом поощрения и уже не будет требоваться ни лакомство, ни игра.

Подражание также довольно эффективный метод дрессировки. Заключается он в том, что собака копирует поведение другого животного, переносит какое-либо поведение на себя. В период социализации молодая собака начинает ассоциировать себя определенным существом, в зависимости от того, кто ее окружает. Если собака живет с котом с первого месяца жизни, то велика вероятность того, что она будет идентифицировать себя с котом, если с собаками – то она причисляет себя к миру собак

Поэтому очень важно не забирать щенка от матери и соплеменников слишком рано, чтобы собака научилась себя правильно идентифицировать.

Все вышеперечисленные техники используются комплексно. Невозможно полностью выдрессировать собаку, используя только один и тот же метод. Хорошо работает способ подражания, но не каждый человек может себе позволить содержать несколько животных. Тогда можно пригласить на занятие знакомых, с взрослой, воспитанной собакой.

Плюсы оперантного метода обучения собак

Как вы видите, в рамках оперантного метода центральным и активным звеном обучения является сама собака. У собаки в процессе обучения данным методом появляется возможность делать выводы, контролировать ситуацию и управлять ею.

Очень важным «бонусом» при использовании оперантного метода обучения является «побочный эффект»: собаки, привыкшие быть активными участниками дрессировочного процесса, становятся более инициативными, уверенными в себе (они ведь знают, что у них, в конце концов, все получается, они руководят миром, могут сдвинуть горы и повернуть вспять реки), у них повышается самоконтроль и умение работать во фрустрирующих условиях. 
 
Они знают: даже если сейчас не получается, ничего страшного, stay calm and keep doing – продолжай пробовать, и тебя ждет награда!
Навык, который осваивается оперантным методом, имеет свойство закрепляться быстрее, нежели навык, который отрабатывается механическим методом. Так говорит статистика.

Сейчас я работаю только мягкими методами, но моя предыдущая собака была подготовлена с помощью контраста (метод кнута и пряника) и механики. И честно скажу: мне кажется, что положительное подкрепление, когда мы активно поощряем правильное поведение и игнорируем (и стараемся не допускать) неправильное, дает стабильный результат  несколько позже, чем механический подход.
 
Но… я обеими руками голосую за работу мягкими методами, потому что оперантный метод — это не только дрессировка, это цельная система взаимодействия, философия наших отношений с собакой, которая является нашим другом и, зачастую, полноценным членом семьи.

Я предпочитаю поработать с собакой несколько дольше, но получить в итоге питомца, который фонтанирует энергией, идеями и чувством юмора, сохранил свою харизму. Питомца, отношения с которым строились на любви, уважении, желании и интересе работать со мной. Питомца, который доверяет мне безоговорочно и который жаждет работать со мной. Потому что ему интересно и весело работать, ему интересно и весело слушаться.

Читайте далее: Шейпинг как метод обучения собак.

Приучение собаки к движению в упряжке (основная команда «вперед»)

Приучение собаки к движению в упряжке

(основная команда «вперед»)

Упряжку составляют несколько пар собак, обычно от одной пары до пяти.

Собак приучают друг к другу до занятий. Для этого их: вместе выводят на прогулку на длинных поводках. Если собаки пытаются наброситься друг на друга, то дрессировщик предупреждает это запрещающей командой «фу» и наносит удар хлыстом. После того как собаки свыкнутся, их содержат и приучают ходить в упряжке вместе.

Спаренных собак вначале приучают к снаряжению и к движению в паре с пустыми сайками.

Собак для ездовой службы можно дрессировать зимой и летом. В летнее время их дрессируют в специальных тележках, зимой — в санках, нартах и на лыжах. Упряжь ездовой собаки состоит из специальной шлейки с постромками, хорошо подогнанной.

Упражнения строят так. Двух хорошо спаренных собак в специальных шлейках впрягают в легкие санки или летом в специальную тележку. Выведя собак на обкатанную дорогу, приучают их двигаться в упряжке только в одном направлении. Для этого помощник идет впереди, показывая собакам мясо. Дрессировщик, находясь около упряжки сзади собак, несколько сдерживает их, а как только они побегут за помощником, произносит команду «вперед», освобождает поводок и сам бежит за упряжкой. Когда собаки догонят отбегающего помощника, последний скармливает им мясо. Такие упражнения повторяют до тех пор, пока собаки по команде «вперед»; не будут тянуть санки самостоятельно.

В дальнейшем дрессировку усложняют

Помощник не бежит впереди, а остается около упряжки и в момент движения собак осторожно кладет на санки небольшую тяжесть. Дрессировщик, произнося команду «вперед», идет рядом с упряжкой и, если собаки сбавляют скорость или останавливаются, ударяет хлыстом по санкам или по снегу; перед ударом каждый раз произносит команду «вперед»

В дальнейшем движение в упряжке отрабатывается без помощника, только на команду «вперед».

После закрепления навыка к перевозке груза по прямой отрабатывают повороты вправо, влево и остановки. Делается это так. Проехав по прямой 200–300 метров, дрессировщик тормозит нарту или санки, произнося команду «стой». Как только собаки остановятся, он повторяет команду «стой» и подкрепляет ее дачей мяса, затем поглаживает их и одобряет командой «хорошо».

Дрессировку эту повторяют, пока у собак не выработаются четкие ответные реакции на команды «вперед» и «стой» на коротких дистанциях. После этого расстояние пробега постепенно увеличивают до нескольких километров.

В этот же период отрабатывают навыки перемены направлений влево и вправо. Достигнув определенного места, где намечено сделать поворот, дрессировщик, взявшись за соединительный ремень, произносит команду для поворота «вправо» или «влево» и показывает жестом руки в нужную сторону и, как только собаки повернут, произносит команду «вперед».

Рис. 41. Собака в упряжке

Если собаки не выполняют поворота, то их заставляют повернуть в нужном направлении ударом хлыста.

В таком же порядке дрессируют и другую пару собак для присоединения их к общей упряжке.

В дальнейшем расстояние и вес груза увеличивают. Одновременно совершенствуют ответные реакции на команды поворотов и остановки. Такие упражнения повторяют до безотказного выполнения команд.

Когда собаки в паре научатся возить соответствующий груз, их используют для буксировки лыжника. Делают это так. Дрессировщик с парой собак, одетых в шлейки и скрепленных между собой ремнем, или с одной так же снаряженной собакой на укатанной дороге встает на лыжи, произносит команду «вперед» и начинает движение вначале сам. Как только собаки наберут скорость и натянут поводок, дрессировщик незаметно заставляет их буксировать себя. Когда собаки прекращают тянуть за поводок, останавливаются, дрессировщик командой «вперед» понуждает их к движению. При буксировке лыжника обе собаки идут параллельно друг другу.

Для остановки лыжник натягивает повод и подает команду «стой». Как только собаки остановятся, поощряет их лакомством.

В дальнейшем навык буксировки совершенствуется: в движении делают повороты и остановки, увеличивают расстояния и меняют местность, переходят от дороги на наст и рыхлый снег.

Необходимо учитывать, что при движении по тонкому насту собаки могут проваливаться и ранить конечности. В этих случаях на лапы собак надевают специальные чулки.

Закрепив у собак навыки на выполнение команд остановки и поворотов, начинают увеличивать скорость движения.

Дрессировку считают законченной после того, как достаточно надежно будет закреплен навык.

Особенности дрессировки

Как дрессировать маленьких собак? Питомцев мелких пород, дрессировать легче, ведь для них полный набор служебных команд не является обязательным. Они обожают носиться сломя голову, поэтому в первую очередь следует освоить команду «ко мне». Команда предотвратит побег питомца на дальнее расстояние. Малюсенькие любимцы, например, папильоны, брабансоны или шит-цу пользуются особенной любовью, что позволяет им вести себя неправильно, например, бегать по кроватям и чистым простыням. По этой причине следующим необходимым навыком станет выполнение команды «место».

Дрессировка охотничьей собаки. Занятия с охотничьими собаками имеют свою специфику. Хозяину придется подавлять некоторые черты характера питомца. Он должен тщательно воспитывать и добросовестно тренировать собаку. В возрасте от шести до девяти месяцев охотничью собаку обучают азам, а с десяти месяцев приступают к освоению специальных команд.

Если собака не слушается. Бывают ситуации, когда питомец не хочет слушаться и приступать к тренировке, не реагируя на требования хозяина и даже отказываясь от лакомства. В таком случае хозяин должен либо потрепать питомца за шкирку, либо со строгостью одернуть за ошейник.

Собака должна понять, что лидером является именно хозяин. Это не всегда просто с такими серьезными породами, как стаффорд или кане-корсо.

Не забывайте, что агрессия по отношению к питомцу противопоказана.

Настойчивость, последовательность и следование правильным рекомендациям поможет хозяину обучить собаку всем необходимым командам. Если вложить в питомца много времени, внимания и любви и пройти с ним общий курс дрессировки, можно получить идеального четвероногого друга, который правильно воспитан и предан хозяину до кончика хвоста.

Дополнительно предлагаем ознакомиться с видео о том, как правильно дрессировать собаку в домашних условиях:

Традиционные методы дрессировки

Успех обучения собаки напрямую зависит от выбранной методики. В основе старой школы дрессировки лежит система положительных и отрицательных подкреплений, другими словами – пряника и кнута.

Обучающие инструкции пестрят рекомендациями применять силовые методы, когда собака что-то делает не так: «надавите на холку», «дёрните за поводок», «потяните за ошейник» и прочее.

Так советуют учить щенка команде Лежать традиционным способом.

Сторонники старых методов не верят в способность собаки понимать команды без принудительных мер. Главные задачи такой дрессировки – подавить естество животного, полностью подчинить, добиться безукоризненного автоматического выполнения команд.

Такой подход к домашней дрессировке нарушает контакт животного и владельца. Собака связывает негативные эмоции с хозяином. Воспринимает его как центр своих бедствий, от которого нужно держаться подальше.

Избыток отрицательных эмоций у чувствительных собак приводит к стрессу. Хроническое внутренне напряжение ставится главной причиной поведенческих проблем.

Методы и приемы дрессировки собак

Основные приемы дрессировки

Основными приемами дрессировки называются такие, с помощью которых у собаки вырабатываются общедисциплинарные и специальные навыки, обусловливающие принадлежность и пригодность ее к определенной службе (розыскной, караульной и др.). Виды и количество основных приемов зависят также от служебного назначения собаки. Они включают общедисциплинарные и специальные приемы, являющиеся обязательными в курсе подготовки собак.

С помощью общедисциплинарных приемов у собак вырабатывают навыки общего послушания, необходимые для управления ее поведением при выработке специальных навыков и использовании на службе. Значительная часть общедисциплинарных приемов (приучение собаки подходить к дрессировщику, двигаться рядом с ним, садиться, ложиться и т. д.) является общей для собак многих видов служб.

В процессе общей дрессировки закладываются предпосылки для дальнейшей подготовки собак к специальной службе, совершенствуется контакт дрессировщика с животным: дрессировщики приобретают навыки управления собакой и изучают особенности ее поведения.

Специальные приемы дрессировки используются для выработки у собаки специальных навыков, определяющих ее служебную направленность. Приемы специальной дрессировки розыскных и сторожевых собак отличаются от приемов подготовки караульных, патрульных и ездовых собак. Наиболее сложна и трудоемка подготовка розыскных собак, в процессе которой отрабатываются такие основные специальные приемы, как приучение к задержанию и окарауливанию человека, поиску его по запаховому следу, выборке вещей, обыску местности, сторожевке и др.

При подготовке собак по другим службам отрабатывается ограниченное количество специальных приемов, например, приучение к розыску мин, к поиску и обнаружению взрывчатых веществ и др. Большинство приемов специальной дрессировки основано на использовании обонятельно-поисковой реакции собаки, которая должна постоянно совершенствоваться и дополняться другими приемами.

Подготовка собак для универсального использования всегда сложна и требует более продолжительного по времени курса дрессировки в учебном процессе. Такие собаки не всегда безотказны в работе. Многолетняя практика служебного собаководства свидетельствует, что при узкой специализации для подготовки служебных собак требуется меньше времени и собаки работают надежнее. Основные приемы общей и специальной дрессировки пополняются дополнительными.

Самостоятельные занятия или тренерское обучение?

Многие уверены, что правильная тренировка собаки возможна только под началом специалиста. На самом деле питомца можно многому научить самостоятельно. Конечно, это дело трудоемкое. Щенки очень умные, способные, добрые, но вместе с тем непослушные. Они стремятся убежать от хозяина, заняться своими делами. Поэтому обучение простейшим командам необходимо начинать с 2-3 месяцев.

Владельцу нужно быть максимально терпеливым, сдержанным. Не каждому это по плечу, поэтому многие обращаются к кинологам. Но, если вы завели щенка только для удовольствия, не планируя обучать его специфическим навыкам, то можете спокойно заняться домашней дрессировкой.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВЫРАБОТКИ НАВЫКА ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК

При составлении программы вы должны:

— выбрать методику;

— подобрать раздражители в зависимости от пола, возраста, преобладающей реакции поведения, типа ВНД, уровня подготовленности собаки;

— подобрать систему подкреплений.

Выбор методики выработки навыка подразумевает подбор режима упражнений, нагрузки, интенсивности занятий. Так, для собак с сильной, уравновешенной, умеренно подвижной нервной системой оптимальной методикой выработки навыка движения рядом будет интенсивная методика дрессировки. При такой системе упражнения проводятся в общей сложности до 40-60 минут на занятии. Перерыв после такого занятия — не менее двух дней. Это позволяет нервной системе животного полностью восстановиться. Но интенсивную методику можно применять только для собак с действительно сильной нервной системой, иначе срывы неизбежны. Если с силой нервной системы определенные проблемы, интенсивность занятий нужно выбирать ниже, соответственно время восстановления также будет другим. При чрезмерно подвижной, а также слишком инертной нервной системе методику нужно разрабатывать соответственно.

Подбор раздражителей при выработке навыка зависит от индивидуальных особенностей животного. Так, собаку с низкой пищевой мотивацией бесполезно дрессировать вкусопоощрительным методом. Если у такой собаки высока заинтересованность в апортировке, нужно подумать, не стоит ли применить эту мотивацию в дрессировке. Применяя парфорс для дрессировки молодой собаки вы можете сорвать ее нервную систему, но для 3-4 летнего кобеля с сильной нервной системой и доминирующей агрессией применение сильных раздражителей необходимо. Неправильный выбор раздражителей ставит под сомнение даже успешную выработку первоначальных условных рефлексов.

Выбор системы подкреплений также зависит от особенностей животного

Но при анализе этого пункта необходимо принимать во внимание и характер отрабатываемого навыка. Например, при выработке навыка охраны территории частного дома от вторжения посторонних лиц во время активной работы собаки неуместно применять пищевое подкрепление, даже если у животного отлично развита пищевая реакция поведения

Вы будете только отвлекать собаку от работы. Во время отработки навыка лучше ограничиться поощрением голосом, похлопыванием по груди, то есть, с использованием звуковых и механических раздражителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector