Собака павлова: что это такое, суть эксперимента

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Зная о том, что животное не способно мечтать и представлять себе будущее, рефлекс собак Павлова крайне заинтересовал. Он провел ряд экспериментов, в ходе которых доказал, что все рефлексы животных делятся на условные и безусловные. К безусловным рефлексам Павлов отнес врожденные рефлексы, не требующие наличия опыта, наследуемые: сосательный, глотательный и т.д. Кроме того, опыты Павлова с собакой помогли понять, в каком отделе мозга возникает сигнал о запуске того или иного рефлекса, что дало толчок развитию нейрохирургии и другим областям медицины. 

  • Слайд 3

    Одним из самых известных опытов с животными называют условным рефлексом собаки Павлова: та самая лампочка, в момент включения которой у животных начинала выделяться слюна. 

  • Слайд 4

  • Слайд 5

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    В наши дни опыт кажется невероятно простым: лампочка загорается – собака получает лакомство – выделяется слюна. Повторяем несколько раз, исключаем лакомство. Эффект достигнут: выработан условный рефлекс на свет лампочки (выделение слюны), который запускается даже при отсутствии пищевого поощрения. Сегодня реакция собаки Павлова понятна любому опытному владельцу собак, однако такая прозрачность психологии этих животных появилась именно после экспериментов Ивана Петровича. Мы используем эффект собаки Павлова ежедневно, когда просим любимца сесть, подойти или принести игрушку. Эффект собаки Павлова в быту – это банальная дрессура: сидеть – собака села и получила поощрение. Через несколько занятий у питомца вырабатывается условный рефлекс на голосовую команду, и пищевое поощрение теперь не требуется или требуется лишь иногда, как напоминание (команда – та же лампочка). Владелец, который понимает, как на практике использовать рефлекс собаки Павлова, никогда не испытывает сложностей с воспитанием питомца: не нарушай связи, давай лакомство в момент выполнения команды и не секундой позже, и любой урок будет усвоен в минимально короткий срок. И, конечно, нельзя забывать о том, что условные рефлексы постепенно «удаляются» из памяти, а потому необходимо повторение (тренировки на прогулке и т.д.).

  • Слайд 8

    Но, конечно, собаки Павлова страдали не во имя кинологии. Иван Петрович изучал нервную систему ради людей, которые и сегодня, благодаря его открытиям, восстанавливаются после тяжелейших травм, живут с серьезными расстройствами ЦНС, борются с психическими недугами. На основе открытий великого ученого разработаны сотни методов терапии самых различных недугов, от соматических нарушений до опухолей мозга. 

Посмотреть все слайды

Кому-то собака, кому-то велосипед

«Появление у нас Бакса — это пример человеческой необдуманности. Ко мне обратилась девушка, которая хотела завести себе хаски. Я пытался объяснить, что ей не нужна такая собака, достаточно просто побывать в питомнике и пообщаться с хаски».

Отговорить не удалось. Она привезла собаку из Саратова. Спустя примерно месяц она поняла, что хаски ей не нужен, и отдала Бакса Денису.

«Я стараюсь понять природу поведения человека, людей судить не берусь, — говорит заводчик. — По-настоящему жестоких поступков я видел мало. Как правило, человек выбирает между собакой и чем-то ещё. Для кого-то важнее собаки ребёнок. А для кого-то — велосипед».

Что доказал Павлов? Результат эксперимента

Иван Петрович Павлов был большим любителем собак, они занимали значительное место в его жизни и работе. Учёный называл собаку «лучшим домашним животным» и называл её частой жертвой различных научных экспериментов именно из-за высокого уровня нравственного и умственного развития. Академик повторял, что опыты над кошками делаются только «из нужды».

Опыты академика Павлова и последующая работа учёных в этом направлении имеют важное значение в современном мире и в жизни каждого человека. Научное наследие И.П. Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики

Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний.

Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики. Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний.

Каждый человек может на собственном примере осознать, что такое эффект собаки Павлова. Например, ситуации, когда привыкнув к определённой последовательности сигналов, мы предсказуемо на них реагируем. В политических технологиях и рекламе хорошо работает приём, когда известные люди рекламировали «протягивали» какую-то новую идею или какого-то человека, или продукт. Постепенно у аудитории (зрителей) отношение к известной персоне переносится на тот продукт или действие, которое он (она) продвигает.

Можно привести множество примеров из жизни, когда у человека формируется реакции на предшествующие сигналы. Например, звук включаемого по утрам компьютера на рабочем месте, мгновенно «сообщает» о том, что далее должны следовать чашка кофе и сосредоточенная работа. Или в ресторане, когда вы выбираете блюда в меню, непроизвольно начинается слюноотделение. Чем-то это похоже на условный рефлекс собаки Павлова, который вырабатывался на источники, предшествующие кормлению животного, не правда ли. Или музыка, которая сопровождала человека в определённое время, навсегда закрепится в памяти как связь с этим временем. Или сочный лимон, который разрезаем, мгновенно заставляет вспомнить его кислый вкус и слегка скривиться.

Среди маркетологов есть выражение «колокольчик Павлова». В своих экспериментах, связанных с кормлением собак, учёный иногда использовал колокольчик как упреждающий сигнал перед приёмом пищи.

Синдром собаки Павлова срабатывает, когда маркетологи привязывают к определённому бренду какие-то атрибуты или слоганы, это формирует и крепко закрепляет у аудитории созданный рекламой образ.

Что случилось с собаками Павлова после эксперимента?

Нельзя сказать однозначно, какой породы были собаки Павлова. Известно, что первой подопытной собакой учёного была дворняга по имени Дружок. Большинство собак в экспериментах были овчарки, но встречались представители других пород.

При Институте экспериментальной медицины существовал питомник. Там разводили собак и некоторых других животных, которых учёные использовали в своих опытах. Для проведения опытов важным критерием был темперамент собак как классификатор нервных типов. Одни собаки были сдержанные и спокойные другие – «непоседы», подвижные, оживлённые.

Среди представителей разных организаций и сегодня можно услышать агрессивные выпады в сторону академика и его опытов над животными. Эксперименты Павлова они называют циничным и жестоким действием, где жертва – это собака Павлова, и в чём смысл опыта, если животное могло погибнуть.

Факт остаётся фактом – до тех пор, пока в теле собаки не делали отверстия (фистулы), животные в процессе проведения лабораторных экспериментов погибали. Когда в теле собаки стали проделывать отверстие, всё изменилось. С фистулой собака могла жить, отверстие не мешало жизнедеятельности животного. Если опытов не проводилось, то отверстие в пищеводе закрывалось, и собака жила, как обычно. Большинство собак после опытов выживали и находились рядом с учёным до старости.

️В родовом доме-усадьбе семьи Павловых в Рязани есть чучело собаки, в теле которой проделано отверстие трубочка.

Исследования Павлова оказали большое влияние на развитие поведенческой психологии и сегодня играют важную роль для человечества. Иван Павлов прожил 86 лет, и до последнего времени работал в Институте под Санкт-Петербургом.

Закончу одним из последних высказываний учёного, которое некоторым образом подводит итог его работы и жизни:

Иван Павлов

Описание эксперимента Павлова

Павлов изменил направление своих исследований после случайного открытия. Во время своих исследований пищеварительной системы он сосредоточился на секреции слюны у собак. Он заметил, что когда пищу кладут собаке в рот, у нее автоматически начинается слюноотделение.

Кроме того, я могу проверить, что у него также выделялась слюна, если он видел еду или нюхал ее. Более того, он дал такой же ответ, когда увидел свою тарелку с едой или человека, который ему ее дал. У него даже пошла слюна, когда он услышал шаги этого человека.

Сначала Павлов думал, что эти реакции собаки мешают его экспериментам, но позже обнаружил, что это демонстрирует форму обучения. С этого момента он направил свои исследования на понимание этого явления.

Павлов и его коллеги начали с попытки понять, что думает и чувствует собака, когда у нее выделяется слюна, когда она видит пищу. Однако это не привело ни к каким результатам.

Обобщение

Павлов также смог заметить, что собака, приученная реагировать на один конкретный звук, может также реагировать на другие похожие звуки.

Обобщение адаптивное. Например, были люди, которые испугались, увидев самолеты, похожие на те, на которых были совершены теракты 11 сентября. Безусловную тревожную реакцию не обязательно должны были вызывать сами самолеты.

Обобщение также вызывает объектные стимулы, которые по своей природе неприятны или приятны, что приводит к удовольствию или отторжению.

Любопытны некоторые эксперименты. В одном из них была представлена ​​очень привлекательная еда: шоколадный крем. Но его подавали в виде собачьих экскрементов, что вызвало отторжение у испытуемых.

Другие тесты показали, что мы обычно рассматриваем взрослых с детскими чертами лица как ласковых и послушных.

Что означает выражение «собака Павлова»

Фраза «собака Павлова» — что это такое? Подобное словосочетание напрямую связано с экспериментальным изучением ученым пищеварительных желез и работы нервной системы. Зная его историю, можно догадаться о смысле данного выражения, которое значит «чрезмерно дрессированное животное». Когда о человеке говорят, как о собаке Павлова, подразумевают, что он выработал у себя такую стойкую привычку или реакцию, от которой практически невозможно избавиться.

В Санкт-Петербурге установлен памятник собаке Павлова

В основу этой часто шутливой фразы лег опыт академика, его попытка выработать условный рефлекс у животного. Павлов, собака которого ранее спокойно реагировала на разные раздражители (свет, звон, шум), выдрессировал ее так, что у нее определенные условия ассоциировались с едой. В итоге организм животного вырабатывал слюну даже тогда, когда пищи рядом не было.

Иногда можно услышать словосочетание «синдром собаки Павлова». Оно применимо к «выдрессированному» человеку, у которого на каждое явление выработана четкая ответная реакция. Данный синдром приписывают людям, сумевшим довести все до автоматизма, даже не задумываясь о своих действиях.

Академик Павлов — значимая фигура в мире биологии, которая известна в том числе за рубежом. В основу знаменитой фразы, связанной с его фамилией, легли эксперименты ученого, в результате которых у собаки был выработан условный рефлекс.

Билатеральная стимуляция мозга

Прежде чем говорить о методах билатеральной стимуляции, для начала нужно разобраться, что это такое вообще.

Например, зрительная билатеральная стимуляция может представлять собой наблюдение за перемещением руки или пятна света, когда это перемещение чередуется слева-направо и обратно.

Слуховая билатеральная стимуляция может представлять собой поочередное слушание звука (например, щелчка пальцев рук) левым и правым ухом попеременно.

Тактильная билатеральная стимуляция может представлять собой попеременные постукивания по левой и правой ладони или похлопывания по левому и правому плечу.

В любом из примеров происходит попеременное раздражение (активация) левого и правого полушарий мозга. Эта активация приводит к реакциям и состояниям, которые можно использовать для целей психотерапевтического воздействия.

Для краткости, в профессиональной литературе принято общепринятое сокращение: БЛС (BLS).

Почему именно собаки?

Собаки – животные, которые хорошо поддаются дрессировке и физиологически очень похожи на людей. За тысячелетия бок о бок с человеком, они научились доверять нам, выполнять сложные и протяженные во времени команды. Например, смирно лежать в аппарате МРТ. Спокойно сидеть в капсуле космического корабля и терпеть десятки датчиков на теле. Терпеть боль после вивисекции. Поведение дрессированной собаки для человека предсказуемо, она почти не тревожится, не бывает агрессивной при привычных нагрузках. Именно поэтому собаки часто используются в научных экспериментах и «приложили лапу» к невероятным открытиям и достижениям науки.

История Собак Павлова

В 1904 году И.П. Павлов первым из российских ученых был удостоен Нобелевской премии за исследование физиологии пищеварения, а в 1925 году на базе своей лаборатории основал Институт физиологии, деятельность которого была полностью направлена на изучение физико-химических основ физиологии и психологии животных. Маленькие помещения первого здания учреждения не позволяли нормально содержать животных. Но, благодаря усилиям Павлова, даже в тяжелые послереволюционные годы, советское правительство нашло средства для строительства новых помещений для содержания животных. Были построены новые корпуса института с обширным виварием. Кроме этого, питание собак в институте обеспечивалось на должном уровне даже в голодные 20-21 годы XX века. Тысячи собак участвовали в опытах, проводимых в институте. Более двух сотен четвероногих Павлов оперировал лично

Проведя курс восстановления после экспериментов, собак устраивали в специальный питомник при институте и остаток времени они жили, обеспеченные кровом, едой и человеческим вниманием. Подбором персонала в институте академик заведовал лично и вопрос сердечного отношения к животным ставился, как основной при рассмотрении кандидатур

В большинстве случаев, проведя опыт, Павлов, благодаря своему таланту хирурга, возвращал собаку к нормальной жизни. Ученый не стремился отобрать жизнь, прикрываясь научными целями, он всячески старался уменьшить болевые ощущения в ходе экспериментов, а после их окончания лично следил за процессом восстановления испытуемых. Противники подходов Павлова считают самым показательным опыт по вживлению собаке желудочной фистулы для исследования процесса выделения желудочного сока и слюны. Однако именно эту испытуемую Павлов выходил после эксперимента лично и она прожила еще много лет в питомнике института. Этот хирургический прием, на разработку которого ушло более 10 лет, позднее стали использовать не только в научных целях, но и в хирургии.

Академик, говоря о своем отношении к подопытным собакам, выражал глубокое сожаление по каждому случаю прерывания жизни. Каждый подобный эксперимент был тяжелым испытанием для ученого, но считался необходимым для продвижения науки вперед. Множество исследований и разработанных Павловым методов, направлены как раз на то, чтобы свести к минимуму случаи гибели животных.

Будучи человеком высокоморальным, Павлов ценил каждую жизнь отданную, или сокращенную ради науки. По его личному указанию в 1935 году в знак благодарности и признания роли четвероногих друзей на территории Института, которым он руководил, был установлен памятник Собаке, проект которого разработал сам ученый. В память о бесценном вкладе в науку четвероногих друзей, скульпторы бессменно изображают Павлова вместе с его четвероногими спутниками:

  • Памятник в Рязани;
  • Памятник в с. Колтуши Ленинградской области;
  • Памятник у Института физиологии РАН в Санкт-Петербурге;
  • Памятник в Киеве на территории центрального военного госпиталя;
  • Памятник в Абхазии, город Сухум, на территории обезьяньего питомника.

Наши четвероногие друзья с давних пор помогают нам не только в быту. Их участие в научных экспериментах и программах позволяет двигаться прогрессу вперед.

Другие материалы:

  • Как выбирать щенка?
  • Болезни почек у собак
  • Как правильно мыть собаку
  • Приучаем щенка к туалету
  • Советы по выбору породы собаки

Собаки Павлова

Конечно, первая «научная собака», которая приходит на ум – это собака Павлова . Иван Петрович Павлов стал первым русским ученым, получившим Нобелевскую премию (1904 год). Многие ошибочно полагают, что Павлов получил «нобелевку» за разработку теории рефлекторной саморегуляции: ведь именно это открытие заложило базис науки о высшей нервной деятельности. Но нет, премию ему вручили за работы в области физиологии пищеварения. Именно Павлов разобрался, как мы едим, и что при этом происходит с организмом. Его подопытными были собаки – голодные бродяги, в обилии слонявшиеся по улицам Санкт-Петербурга.

Чтобы понять, как работает пищеварительная система пса, Павлов занимался вивисекцией. После таких операций в теле собаки оказывались по одной-две фистулы– специальных отверстий с трубочками, по которым стекали внутренние секреты животного: слюна, желудочный сок, желчь или другие. Изучая, как, в каком порядке и объеме вырабатываются секреты, Павлов совершил ряд открытий в физиологии пищеварения. В ходе таких экспериментов Павлов и заметил, что слюна у его подопечных начинает вырабатываться не в тот момент, когда собака видит мясо, а когда работник-кормилец, заходя, хлопает дверью. Это и навело Павлова на мысль об условных и безусловных рефлексах.

Каждая из собак Павлова имела кличку. Четвероногие получали имена лишь после того, как Иван Петрович понимал их характер, обнаруживал особенности поведения. В деле относительно гуманной вивисекции Павлов был первопроходцем: после окончания эксперимента он стремился сохранить животным максимально комфортную жизнь, не убивал их без надобности. Но жертвы собак во имя науки давались Павлову не легко .

«Когда я приступаю к опыту, – писал он, – связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу и разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубою невежественною рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но это переношу в интересах истины и пользы людям».

Развитие классической теории обусловливания

Изучение условных рефлексов привело к появлению теории обусловливания, которая заключается в воздействии изначально нейтрального стимула на мозг.

Нейтральный стимул, ассоциативно привязанный к стимулу, безусловно порождающему некую реакцию, вызывает ту же реакцию. Эти данные впоследствии оказали огромное воздействие на развитие психологии.

В благодарность за помощь и жертвы принесенные четвероногими ради науки, Павлов заказал и установил памятник неизвестной собаке в сквере здания Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове.

С четырех сторон постамент украшен барельефами, изображающими важные аспекты поведения собаки и человека в ходе экспериментов. Надписи под барельефами отдают дань верности, терпению и уму подопытных животных.

На протяжение всего пути человечества по стезе науки собаки являются их верными спутниками. Именно они из всех животных обладают умением коммуницировать с человеком, что ставит их под удар научных опытов.

Собаки ложатся под нож или летают в космос прежде, чем люди сами осмелятся на это. Сохранить человечность в этих условиях можно только помня, как И. П. Павлов, о недопустимости жестокости и напрасных жертв.

Сила желтой собачки или как сдавать работу капризному заказчику.

Звали нашего героя Владимир Фаворский. Русский и советский художник, виртуозный портретист, мастер графики, ксилографии, сценограф, теоретик искусства и педагог, и прочая, прочая, прочая. На всякий случай скажу, что еще и кавалер креста Святого Георгия IV степени, привезенного им с румынского фронта Первой мировой.

Многие и идеи и начинания Фаворского были по-настоящему революционны. Скажем, разработанные им шрифты, подходы к оформлению книг, философские трактовки классических и актуальных образов потрясают своей свежестью и оригинальностью решений.

Но художник ведь – это не только радость творчества, но еще и жесткая необходимость зарабатывать на кусок хлеба. Владимир Андреевич писал полотна и на заказ. Причем, в историю он вошел в качестве непревзойденного виртуоза завершающей беседы с клиентом. В принципе, это было ноу-хау Фаворского. Он рисовал в уголке картины странную желтую собачку, нелепую такую, явно ни к селу, ни к городу…

Заказчик, понятно, не мог не заметить эту вопиющую деталь композиции. Впав в ступор, затем он приходил в себя и начинал настаивать, мол, уберите это животное, почтенный. Владимир Фаворский краснел от праведного гнева, он-де художник, он так видит. Без собачки будет не полотно, а сплошное безобразие. И вообще, собачка – его фирменный знак, талисман, не говоря о том, что она просто хороша собой. Доходило до скандала.

Когда кипение страстей достигало опасной отметки, Фаворский обреченно соглашался убрать собачку. Клиент же вздыхал с облегчением. До других деталей полотна никакого дела ему уже не было.

Фаворский не без оснований считал, что время, потраченное на сценку с собачкой, экономило куда более значительные часы, которые пришлось бы отвести на выслушивание нудных пожеланий клиентов и, тем паче, на воплощение их капризов в жизнь.

Краткая история

До знаменитого эксперимента Павлова уже проводились исследования оперантного поведения кошек. Эдвард Торндайк разработал устройство, которое назвал «проблемным ящиком». В этот ящик он поместил голодных кошек, которым приходилось искать выход, чтобы добраться до еды, которая стояла снаружи.

Когда кошки сначала случайно задевали друг друга веревкой, дверь открывалась. Постепенно и после нескольких повторений животным удалось научиться ассоциации между скольжением по веревке и бегством из ящика, чтобы поесть. Таким образом, каждый раз они выходили из нее быстрее.

Торндайк интерпретировал этот факт как обучающий тест, который вдохновил Павлова на дальнейшее развитие своих исследований.

Павлов родился в 1849 году, сначала отец хотел, чтобы он стал священником. Однако он отклонился от этого плана и окончил медицинский факультет в 33 года. Его первые исследования были сосредоточены на пищеварительной системе, и в 1904 году он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Хотя именно его эксперименты с условным рефлексом и обучение, которым он посвятил последние 30 лет своей жизни, действительно сделали его знаменитым.

Дальнейшее развитие исследования Павлова получил американский психолог Джон Б. Ватсон. Он применил выводы Павлова к людям. В 1921 году Уотсон провел эксперимент на 11-месячном мальчике, известном как «маленький Альберт».

Цель заключалась в том, чтобы продемонстрировать, как можно обусловить определенные страхи. Сначала Альберт боялся громких звуков (безусловного раздражителя), но не крыс. Исследователи показали малышу крысу, и, когда он захотел погладить ее, они издали позади него громкий звук железным прутом.

После нескольких повторений, в которых шум издавался при виде крысы, маленький Альберт плакал только при виде крысы. Несколько дней спустя он обобщил свой ответ, испугавшись, когда увидел кролика, собаку или шубу.

Выработка условного рефлекса у собак.

Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления.

Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса.

Классификация условных рефлексов.

В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.

Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.

На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.

Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.

И.П. Павлов

Что такое безусловные рефлексы?

Существует два вида рефлексов:

Сосательный, хватательный, глотательный и многие другие врожденные рефлексы И.П. Павлов отнес к безусловным рефлексам.

Безусловные, или же врожденные, рефлексы классифицируются.

  • По степени сложности:
    1. Простые (например, отдергивание руки от горячей воды);
  • Сложные (учащенное дыхание при нехватке кислорода в воздухе).
  • По виду реакции:
    1. Пищевые (выделение слюны);
  • Половые (желание спаривания, эрекция);
  • Защитные (например, прищуривание глаз при ярком свете);
  • Исследовательски-ориентировочные (желание посмотреть, откуда идет громкий звук).

Полученные результаты и открытия

Проведённые эксперименты показали, что поведение животных обусловлено реакциями на определённые раздражители. Эти реакции были названы рефлексами. Они бывают условными и безусловными.

Безусловный рефлекс – реакция, заложенная в организме генетически. Это простейшее действие, связанное с непосредственным раздражителем и имеющее физиологический смысл. К примеру, у собаки выделяется пищеварительный сок, когда она получает пищу; это безусловный рефлекс. Пищеварительный сок предназначен для того, чтобы эту пищу переваривать и усваивать. А вот звук колокольчика или включение лампочки не вызывает выделения пищеварительного сока, поскольку колокольчик и лампочка – не пища.

В данном случае лампочка и колокольчик будут для собаки нейтральными предметами. Однако если подавать звуковой или световой сигнал непосредственно перед подачей еды, в сознании животного эти два события будут связаны. И тогда пищеварительный сок начнёт выделяться в тот момент, когда животное видит или слышит сигнал, даже если оно после этого не получает пищи. Сигнал становится условием, или стимулом, запускающим психофизиологическую реакцию. Поэтому такой тип рефлекса называют условным.

Открытие рефлексов предоставило человечеству множество новых возможностей. К примеру, с помощью условных рефлексов можно дрессировать животных, вырабатывать у них необходимые навыки и умения. Так, с помощью эффекта «собаки Павлова» однажды удалось отучить койотов нападать на овец. Там, где обитали койоты, несколько раз разбрасывали баранину, начинённую некоторым количеством яда – не способным убить животное, но достаточным, чтобы оно почувствовало недомогание. После нескольких попыток такого «кормления» койоты почувствовали отвращение к овечьему мясу и перестали нападать на овец.

Благодаря умению формировать условные рефлексы стало возможным получать «специальных» животных – например, служебных собак для нужд полиции. Оказалось, что животных можно обучить достаточно сложному поведению

Однако объектами дальнейших исследований стали не только животные. Выяснилось, что человеческая психика по своей сути ничем не отличается от психики животных. И процесс человеческого обучения основан на тех же механизмах. С помощью несложных экспериментов исследователи могли формировать условные рефлексы у маленьких детей, которые потом сохранялись на всю жизнь, при этом сам участник эксперимента, став взрослым, даже не догадывался о своём участии в исследовании. Именно таким был знаменитый эксперимент «Маленький Альберт», проведённый американскими пионерами бихевиоризма ещё при жизни Павлова. Младенец по имени Альберт в нём играл роль «собаки Павлова»; с помощью подаваемого звукового сигнала учёные вызвали у него реакцию страха перед белой ручной крысой, которая ему поначалу нравилась. Этот эксперимент вызвал бурную полемику как по поводу его этичности, так и по поводу опасений за будущее человечества, ведь оказалось, что человека можно точно так же дрессировать, как обычную собаку.

Открытия Павлова используются в наше время в различных «практических приложениях» бихевиоризма, особенно в маркетологии. Яркие вывески, заманчивые ценники и масса тонких приёмов являются для посетителей магазина стимулами, которые вызывают определённые физиологические реакции, побуждающие купить товар. Зачастую приёмы маркетинга действуют на подсознательном уровне, и противостоять им обычному человеку не так просто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector